ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Известно, что развитие понимания речи ребенком намного опе­режает появление у него активной речи и является базой и предпо­сылкой для возникновения последней.

Методические указания.Предлагаемые ниже задания обследо­вания понимания речи расположены приблизительно по возрастаю­щей сложности их выполнения. Поэтому если ребенку задание не­доступно, то нецелесообразно предлагать последующие, и наоборот, если очевидно, что ребенок находится на довольно высоком уровне понимания речи, следует сразу же перейти к более сложным за­даниям.

Чем ниже уровень речевого развития детей, тем легче объединить в одном обследовании две задачи: установить объем понимания чужой речи и одновременно установить уровень развития активной речи. И наоборот ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, чем выше уровень развития устной речи, тем больше понадобится специальных приемов для выявления недостат­ков понимания тонкостей значений.

Для обследования состояния импрессивной стороны детской речи можно по собственному усмотрению ислользовать задания разделов „Развитие понимания речи" следующей главы.

В практических целях рекомендуется выделять несколько уров­ней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием: Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на • интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях пред­метов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориенти­руется в названиях действий, изображенных на сюжетных картин­ках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает воп­росов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообраз­ных предлогов (положи на коробку, в коробку, околокоробки). Не различает грамматических форм ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ слов.

Расчлененный уровень: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами)—флексиями, приставками, суффиксами (стол — столы, улетел — прилетел).


documentanlnxnd.html
documentanloexl.html
documentanlomht.html
documentanlotsb.html
documentanlpbcj.html
Документ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ